Хайтекизация впечатлений: как технологии меняют подход к сценографии и шоу
с помощью нейросети
Хайтек давно стал неотъемлемой частью «рынка впечатлений», и с каждым годом его влияние на индустрию развлечений лишь усиливается. Роль технологии сегодня — уже никак не второго плана. Она — прима многих современных шоу, а иногда и главная муза их постановщиков. Один из ярких тому примеров — сценография. Основатель дизайн-лаборатории Yakovlevsky Design (Студия Яковлевского), эксперт по разработке и организации креативных проектов Дмитрий Яковлевский рассказывает про главные сценографические тренды в ивент-индустрии.
Мой путь в индустрию ивентов не совсем типичен. Я пришел в эту сферу из европейского футбола, которым профессионально занимался в 2000-е. К тому времени моя семья уже много лет проживала в Бельгии. Здесь после завершения спортивной карьеры я познакомился с деятельностью ShowTex — одного из мировых лидеров в области оформления сцен и организации шоу. Работа в компании открыла мне двери в высокотехнологичный мир ивент-дизайна, а позже подтолкнула к мысли основать собственную дизайн-студию.
Сценографией в России я занимаюсь с зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Считаю местный рынок перспективным, хотя он сильно подвержен переменам: сегодня в лидерах среди заказчиков автопроизводители, завтра — музеи, послезавтра — девелоперы. Но яркие ивенты нужны всегда, и это одна из причин, по которым отрасль не перестает развиваться — одни технологии приходят на смену другим. Расскажу здесь про те, что наиболее востребованы в ивент-индустрии сегодня.
Сцены-трансформеры и мобильные пространства
Современный мир динамичный, вокруг нас все очень быстро меняется. Отражая эти реалии, креативные индустрии стараются имитировать его динамику. По этой причине в ивент-индустрии сегодня так востребованы различные технологии для трансформации сценического пространства — электрические, гидравлические и механические системы.
Современные мобильные сцены изготавливаются из легких, но прочных материалов, таких как алюминий и композиты. Это позволяет легко транспортировать и монтировать их элементы. В собственных проектах мы часто работаем с мобильными сценами. Например, наша сценография для мюзикла «Шахматы» во многом опиралась на новейшие решения в сфере механики сцен.
Для Государственного Кремлевского дворца мы проработали оригинальное открытие шоу: занавес из полотен металлического оттенка не раскрывался, а словно плавился на глазах зрителей, обнажая сцену.
Для этого были установлены и запрограммированы на синхронную работу специальные сценические механизмы: снифферы, обеспечивающие скоростную намотку ткани, и кабуки — система сброса ткани. Полотна стягивались в одну точку и за считаные секунды исчезали. А к мультимедийному шоу Alivia and The Dark Evil в Джакарте мы сделали большую и очень быструю систему свертывания рулонов. Голографический холст шириной 18 метров она сворачивала со скоростью два метра в секунду.
Дроны и гаджеты
Мобильности шоу добавляют и иными средствами — роботизированными системами, дронами или гаджетами локаций, на которых и размещают декорации. Устройства синхронизируют с цифровой картой сцены и каждому гаджету задают свой маршрут. Дроны сами могут выступать как элементы декораций или даже как активные участники спектакля, управляемые с помощью программного обеспечения. При проведении масштабных мероприятий применяются также браслеты, радиомаяки и другие устройства, позволяющие участникам шоу перемещаться в соответствии со сценарием действа, а организаторам — отслеживать эти потоки.
Чем качественнее автоматизация, тем быстрее и точнее гаджеты или роботы меняют декорации, поднимают и опускают пол, конфигурируют стены. Увидеть, как применяется технология, можно, например, на всемирно известном фестивале Burning Man. Этот ежегодный праздник креативности в пустыне Невада известен своими инновационными сценами и конструкциями. Но это все реальное, физическое преобразование, а ведь на пространственное ощущение можно влиять также с помощью света и проекций, создавая иллюзию физических модуляций.
3D-маппинг и лазерная проекция
3D-маппинг позволяет проецировать изображения на нестандартные поверхности, превращая здания и сцены в динамичные холсты. Бум технологии в России пришелся на 2010-е и связан с фестивалем «Круг света» — проектом моих хороших знакомых из студии Sila Sveta.
Они мастерски применяют специализированное программное обеспечение и проекторы, которые переносят картинку точно на архитектурный объект, «одевая» его в разные световые наряды.
Фестивали «Круг света» в свое время собирали десятки тысяч зрителей на площадях и улицах Москвы. В наши дни технология уже перестала быть ультрамодной, но 3D-маппинг никто не списывает со счетов: мастера сценографии и сегодня способны удивить зрителя, используя его как одно из средств.
Примером комплексного применения технологий, где важную роль сыграл 3D-маппинг, может служить наш римский проект для иммерсивного спектакля Giudizio Universale Марко Балича. С помощью высокоточных проекторов и умного ПО мы преобразили зал в Сикстинскую капеллу с ее знаменитыми фресками. Это шоу объединило международных специалистов в области музыки, театра и видеоискусства, позволяя зрителям получить особый сенсорный и эмоциональный опыт.
LED-технологии и синхронизация света
Свет всегда был и остается одним из самых важных аспектов сценографии. Но технологии придали новый импульс и световому лучу. Современные системы освещения могут управляться дистанционно и программироваться для создания сложных эффектов. Важнейшая их особенность — возможность синхронизации с музыкой или другими элементами представления. Помимо этого, инженеры разрабатывают системы, которые могут адаптироваться к различным условиям — от больших открытых пространств до камерных клубов, обеспечивая идеальное освещение для каждого мероприятия. При этом предпочтение отдается тем LED-технологиям, которые обеспечивают высокую яркость и одновременно энергоэффективность.
Экологический дизайн и ESG-технологии
Экологическая проблематика в XXI веке волнует «лириков» зачастую даже больше, чем «физиков». Зеленая повестка стала частью общественной жизни, и отсылку к ней мы наблюдаем в самых разных креативных отраслях. Значимую роль в организации любых ярких ивентов — от концертов и выставок до театральных постановок — играют ESG-технологии. Под аббревиатурой подразумевают некие единые подходы организаций к вопросам экологии (E), социума (S) и корпоративного управления (G).
В соответствии с этими подходами декораторы и сценографы разрабатывают решения, которые помогают снизить углеродный след. Для этого могут использоваться экологически чистые краски, перерабатываемый биопластик или конструкции из вторсырья. Быстрорастущий бамбук все чаще предпочитают европейским породам древесины, а дерево, сертифицированное по стандартам FSC (Forest Stewardship Council), применяют вместо лесоматериалов из дикой природы. Энергоэффективные системы освещения и звука также помогают сократить потребление ресурсов, что делает мероприятия более экологичными.
Мы в своих проектах часто используем экотекстиль, соответствующий швейцарскому стандарту Oeko-Tex. Такая маркировка служит подтверждением проверки текстильного сырья на различные вредные вещества и гарантирует полную безопасность изделия для человека и для природы. Экспертизу текстиля проводит Международное сообщество Oeko-Tex с филиалами более чем в 40 странах. Изделия подвергаются строгой проверке на всех этапах производства: от обработки до готового продукта.
Органические ткани из натуральных волокон, такие как хлопок, лен и другие, также считаются экологически чистыми и хорошо подходят для создания сценических декораций или концертных объектов.
Dolby Atmos и многомерное звуковое окружение
Звуковое оформление концертов и выставок за последние годы претерпело значительные изменения благодаря инновационным инженерным решениям. Использование пространственного звука и технологий, таких как Dolby Atmos, позволяет создать многомерное звуковое окружение. Большой популярностью на рынке ивентов пользуются адаптивные звуковые системы, которые подстраиваются под акустику конкретного пространства, обеспечивая максимальное качество звучания. Эти технологии позволяют не только улучшить восприятие музыки, но и создать атмосферу, в которой каждый зритель чувствует себя по-настоящему вовлеченным в происходящее.
Надувные декорации и 3D-принтинг
Надувную декорацию к инновациям не отнести. Это, пожалуй, одна из наиболее традиционных технологий в истории сценографии. Но сейчас она оказалась на новом витке своего развития благодаря технологическим прорывам в смежных областях — производстве тканей, широкоформатной полиграфии, 3D-принтингу и совершенствованию программного обеспечения, которое может просчитать все параметры надувной модели для ее оперативного производства.
На крупных фестивалях и мероприятиях часто используются надувные декорации, которые создают яркие визуальные акценты и становятся центром внимания аудитории. Такие конструкции с каждым годом становятся все более модульными, что позволяет быстро их разбирать, легко менять размеры и форму в зависимости от сценария шоу. А форма может быть очень замысловатой как раз благодаря 3D-печати.
Надувные декорации нередко «обвешивают» интерактивными элементами, что позволяет зрителям взаимодействовать с ними. Интеграция LED-технологий в надувные конструкции позволяет создавать динамичное освещение и эффекты, что делает декорации более выразительными и привлекательными. Современные надувные конструкции могут быть оснащены также системами управления, чтобы регулировать давление и форму в режиме реального времени.
Два года назад с российскими партнерами мы открыли собственный цех по производству высококачественных реалистичных надувных декораций и сегодня продолжаем развивать этот рынок.
Хотим, чтобы широкая аудитория в России узнала, как далеко дизайн в этой сфере ушел от всем знакомых аэроменов — «воздушных человечков», зазывающих автомобилистов на автозаправки и в придорожные кафе.
Изготовление надувных декораций, которые создавали бы у зрителя иллюзию реального полнотелого объекта, — кропотливый процесс. У нас, к примеру, только разработка дизайна может занимать недели, а производство растягивается на несколько месяцев. Важное место в этом процессе занимает моделирование. Наши специалисты тщательно прорисовывают тени, блики, подбирают краски и оттенки. Дизайнеры модели просчитывают склейки и заломы. Каждая мелочь должна быть продумана перед тем, как проект направят далее конструкторам, а затем пошивочному и сварочному цеху. Для ультратонкой сварки ПВХ мы используем станки из Германии, графику наносим на высококачественную непродуваемую ткань.
Именно так была изготовлена гигантская надувная рука для шоу Димы Билана.
Кинетические инсталляции
В отличие от статичных произведений искусства, кинетические инсталляции видоизменяются — движение и порождает в данном случае главный художественный эффект. Например, инсталляция Kinetic Rain в сингапурском аэропорту Чанги состоит из тысячи медных капель, подвешенных на специальных тросах. Изменением их положения достигается эффект дождя. На протяжении уже 12 лет Kinetic Rain остается визитной карточкой аэропорта.
Инсталляция демонстрирует инженерные достижения в области кинетического искусства, а также помогает пассажирам отвлечься от ожидания рейса и настроиться на спокойный полет.
Кинетические инсталляции находят широкое применение в различных сферах развлекательной индустрии, в том числе в клубной. Наша студия разрабатывала инсталляцию в одном из клубов Москвы, который известен своим смелым подходом к медиаискусству. Мы собрали ее из десятков двухсекционных периметров, в каждый вмонтировали подсветку и подняли всю эту конструкцию над головами публики. Инсталляция двигалась и сверкала, создавая ощущение ожившего пространства.
В Дубае мы устроили настоящее кинетическое торжество на праздновании роскошной свадьбы. Использовали специальные зеркальные пленки и легчайший шелк.
А для одного из ресторанов Красноярска создали кинетический потолок, текстильные завесы которого переливались волнами, словно над гостями заведения разлилось море.
Волюметрические экраны и Naked-Eye
Волюметрический экран состоит из тысячи разных 3D-диодов, физически разнесенных в рабочем пространстве устройства. Это позволяет транслировать картинку, которую можно наблюдать с разных углов без использования специальных очков или других устройств.
Следуя алгоритмам специального ПО, диоды рисуют голограмму прямо на глазах у зрителей: она перемещается, обыгрывает статичную графику шоу, создает эффект коммуникации с аудиторией.
Неискушенный зритель может подумать о нейросетевой начинке волюметрического устройства, но искусственный интеллект тут ни при чем: в основе технологии — сложная манипуляция светом и пространством.
Материалы экрана должны обладать высокой прозрачностью, только тогда удастся добиться максимально четкого изображения. В волюметрический экран можно вмонтировать сенсоры, и тогда он станет интерактивным. Такое устройство сможет адаптироваться к различным условиям освещения и окружающей среды. Чем не идеальная технология для инсталляции? Оценить эффективность волюметрических технологий можно, например, в театральных постановках на Бродвее, где такие экраны помогают создавать динамичный фон и сцены.
Но и без экранов можно воссоздать иллюзорное ощущение объема и физического присутствия объекта на сцене. Такая технология называется 3D Naked-Eye effect, ее суть в том, что с определенного расстояния и под определенным углом картинка словно превращается из двухмерной в трехмерную. Для этого требуются сложные оптические системы, способные выстраивать многоуровневые проекции с использованием линз, зеркал и призматических структур.
Виртуальная реальность и искусственный интеллект
Для более глубокого погружения зрителя в атмосферу шоу широко используется также любимая многими виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR). Зрители могут получить иммерсивный опыт и «побывать» в уникальных мирах. Так, на концертах могут использоваться AR-элементы, которые накладываются на реальное изображение, создавая эффект трехмерного пространства.
Частым гостем на ивентах в последние годы стал искусственный интеллект. Мы прибегли к его помощи, когда готовили концерт певицы Анны Асти, — задумали создать видеоролик о детстве исполнительницы, но детских фотографий у нее не оказалось. Тогда мы собрали архив из 800 других фотографий артистки и обработали его в шести программах при помощи кодирования. Использовали также кастомную версию Stable Diffusion — обучили модель генерировать фотопортреты, похожие на реальные снимки Анны. Искусственный интеллект применяли поэтапно: сначала генерировали картинку, затем добавляли анимацию и собирали картинки в видеоролик. На финальной стадии изображение доводили до идеала наши арт-директора. На этом пути были неудачные попытки, и приходилось немало корректировать, но в итоге получился фотоколлаж, который эффектно представил жизнь Анны Асти в ретроспективе — от сегодняшних дней до самого детства, а затем обратно. Результат приятно удивил певицу и ее фанатов.
В заключение отмечу, что в этой подборке упоминается далеко не все из того богатого арсенала хайтек-средств, который сегодня есть в распоряжении сценографов. Но хайтекизация впечатлений идет не только по пути расширения спектра технологий, доступных специалистам креативных отраслей.
На своем опыте мы видим, как расширяется сам рынок: сценой для технологического спектакля все чаще становятся рестораны, парки, модные подиумы и необычные городские локации. К нам теперь обращаются предприниматели и организации, которые раньше избегали творческих инициатив. Это вдохновляет и помогает вспомнить о том, что магия любого шоу сегодня, как и сто лет назад, рождается благодаря идее. Именно творческое мышление остается главной «технологией», позволяющей удивить и взволновать аудиторию.