Промышленный дизайн // Игорь Михненко & Дмитрий Аверкиев

Промышленный дизайн: от идеи до работающего прототипа

Facebook
Twitter
Google+
Pinterest
Vkontakte
Odnoklassniki
428 2
Из каких этапов состоит дизайн-процесс, как инженеры-конструкторы взаимодействуют с ID-дизайнерами и другими командами разработки, какие существуют подходы к прототипированию и технологии производства? И, наконец, как заводы-производители могут повлиять на промышленный дизайн вашего устройства? 

Промышленные дизайнеры определяют нашу реальность — то, как мы воспринимаем окружающие нас предметы и взаимодействуем с ними. Игорь Михненко и Дмитрий Аверкиев в своей статье о дизайне и конструировании электронных устройств рассказывают, как разработчики превращают идею в работающий прототип, почему стадия DFM – зона смерти хардверных стартапов и как совместить эстетику и технологии в рамках бюджета.

Меня зовут Игорь Михненко, я сооснователь и CDO дизайн-хауса notAnotherOne, который с мая этого года входит в группу компаний YADRO. В этой статье я расскажу, из каких этапов состоит дизайн-процесс повседневной электроники, как соблюдается баланс между формой и функциональностью и какие документы необходимо подготовить для разработки нового устройства. Начнем.

Мир электроники — плоский и квадратный. Мы живем в квадратных микросхемах, квадратных процессорах и квадратных элементах. А теперь давайте представим форму, с которой должен взаимодействовать человек. Со смартфонами всё понятно, но если взять другие вещи — тренажеры, элементы управления машиной, бытовые приборы — возникнут совсем не прямоугольные объекты. Индустриальный дизайнер должен учитывать это, удовлетворяя интересы и пользователя, и производителя.

Промышленный дизайн условно можно разделить на визуальный и невизуальный. И если в визуальном пространстве всегда превалирует форма и некое ценностное предложение, то в невизуальном — функция. В связи с этим при проектировании устройств, которые формируют невидимое пространство, например серверов и хранилищ данных, основную работу выполняют инженеры, а роль промышленных дизайнеров зачастую ограничивается несколькими консультациями.

Мир пользовательских устройств — визуальный. Но при этом девайсы должны обладать не только эстетикой, но и функциональностью и высоким качеством пользовательского опыта. И здесь задача дизайнера — сохранить баланс.

Как устроен дизайн-процесс? Исследование

Индустриальный дизайн-процесс всегда напрямую связан с идеей инновационности продукта. Поэтому первый этап — это так называемое дизайн-исследование (design research). На этой стадии нужно изучить конкурентов, то, в каких нишах они существуют с точки зрения визуального восприятия — премиальных, средних или дешевых — и на каких рынках позиционируются — азиатских, европейских, американских или африканских.

Например, мы недавно делали SberPortal. Перед нами стояла задача совместить отличный звук с дисплеем. И прежде чем приступить к дизайну, мы провели аналитику всех существующих решений и проверили, что делают в этом направлении Apple, Google, «Яндекс» и другие компании. Так, мы выяснили, что, чтобы обеспечить пользователям дополнительные гарантии защиты приватности их данных, производители используют накладки на камеру,  и решили улучшить пользовательский опыт, сделав крышку не просто съемной, как у других смарт-дисплеев, а намагничивающейся.

Источник: notAnotherOne

Дизайн-язык

Параллельно идет работа над дизайн-языком всей серии будущих девайсов. Дизайн-язык включает в себя систему визуальных элементов и символов, которые объединяют устройства одной линейки и транслируют их связь с брендом.

Вне зависимости от того, что в данный момент речь идет об одном продукте, дизайнер всегда должен учитывать возможность создания серии. Потому что если создавать устройство «от руки» — в некотором замкнутом пространстве нарисовать некую форму, которая будет жить только в одном устройстве, — потом могут возникнуть проблемы.

Например, формы будут недостаточно говорить сами за себя или не хватит дизайн-ассетов — характерных приемов, которые отличают принадлежность девайса конкретному бренду. Например, в SberPortal — это совокупность таких форм, как цилиндр, шар, плоскость.

Соответственно, для следующего устройства в серии придется придумывать что-то другое, а это может привести к тому, что все продукты в линейке будут различаться, что говорит об отсутствии визуальной стратегии и мешает интуитивному восприятию и легкому взаимодействию пользователя с устройствами.

Линейка устройств Google
Источник: Dezeen

Форма

Затем начинается работа с формой. Здесь у команды появляется некая свобода, ограниченная разработанным дизайн-языком. Обычно первая стадия на этом этапе — скетч. То есть промышленные дизайнеры создают эскиз, задающий общие линии и форму устройства. После чего направление формы согласуется  с заказчиком и, если оно принято, начинается стадия индустриального дизайна, которая включает в себя два аспекта: то, как будет выглядеть продукт, и то, как он будет производиться.

Источник: notAnotherOne

Визуализация механической структуры
Источник: notAnotherOne

Индустриальный дизайн

Если архитектурный объект в большинстве случаев не ограничен никакой формой, потому что создается зачастую в единственном экземпляре, то в индустриальном дизайне нужно всегда думать о методах производства, чтобы созданную форму можно было воспроизвести миллионы раз. В связи с этим дизайнер должен понимать, каким способом будет произведена каждая деталь.

Обычно применяют три основных метода изготовления деталей: литье, штамповку и резку. Штамповка обычно используется для изготовления металлических деталей. А резка — для тех элементов, которые невозможно сделать двумя другими методами. Что касается литья, то, по сути, это эволюционировавший классический метод, который существует с древних времен. Тогда таким образом делали оружие, сегодня — пластиковые элементы. Механизм здесь следующий: расплавленный пластик под большим давлением заливается в специальные металлические формы, а затем извлекается в виде деталей.

Выбор того или иного метода зависит от нескольких критериев: реализуемости детали на конкретной технологии, затрат на оснастку и формы детали. Грубо говоря, нет смысла использовать литье для изготовления плоского пластикового элемента — тратить десятки тысяч долларов на пресс-форму и месяцы на ее изготовление, — если можно за копейки нарезать листовой пластик с помощью лазера за один день.

Сейчас есть еще один метод изготовления деталей — 3D-печать. Адаптация технологий 3D-печати наряду с экологической повесткой — один из трендов последних лет в индустриальном дизайне. Появляется всё больше машин, которые могут массово производить сложные формы при помощи 3D-печати. Один из примеров — правда, не связанный с электроникой, — производство обуви. В 2017 году Adidas начал делать кроссовки, промежуточная подошва в которых напечатана на 3D-принтере.

Следующий важный аспект при разработке индустриального дизайна — подготовка CMF-документа (Colors, Materials, Finishings). Свойства CMF описываются для каждой детали устройства. Дизайнер должен указать, какого цвета должен быть каждый элемент устройства согласно Pantone Matching System — это справочник, в котором представлено более 1000 цветов. Что касается материалов, то если речь идет, например, об акустике, нужно понимать, чем она будет закрыта: тканью, металлом или пластиком. Finishings — текстура или покрытие —  отдельное направление, которое в зависимости от методов производства дает огромную возможность украсить продукт.

CMF является одним из основных документов при разработке дизайна устройства. Кроме него разрабатываются еще три:

  • QAC — (Quality Acceptance Criteria). Этот документ описывает огрехи, которые допустимы на поверхностях и материалах устройства с точки зрения массового производства и приемки этой продукции. QAC  прикладывается к контракту на производство и по нему обычно выбирается брак и равняется качество продукции;
  • PRD (Product Requirements Specification) — документ с требованиями к продукту, который описывает не только визуальное, но и функциональное качество будущего устройства;
  • SRS (Software Requirements Specification) — требования к ПО.

И когда всё это собрано, можно переходить к оценке производства.

Подготовка к производству

С этого момента начинается взаимодействие индустриальных дизайнеров с инженерами-конструкторами. Им нужно сделать так, чтобы вся электроника, которая должна жить в устройстве с точки зрения требований к продукту, вписывалась в придуманную форму. Это тот этап, когда становится ясно, насколько правильный подход был выбран изначально.

И, собственно, уровень инженерной экспертизы дизайн-хауса или производителя всегда определяется тем, насколько на начальной стадии взаимодействие индустриальных дизайнеров и инженеров-конструкторов позволяет уместить все механические и электрические элементы в предоставленный концепт. От дизайн-хауса среднего уровня и ниже бесполезно требовать знания и умения работать, например, с гибкими печатными платами (rigid/flexible PCB).

Обычно процесс подготовки к производству — DFM ( Design for Manufacturing, дизайн под производство) — занимает больше всего времени. В конце него создается 3D-модель продукта, готовая к передаче в производство. Подробнее о стадии DFM речь идет на лекции, которая размещена в этой статье выше.

Что еще почитать об индустриальном дизайне?

Онлайн-журналы о дизайне:

Книги:

    ПОДПИШИСЬ НА НАШУ ТЕХНО-РАССЫЛКУ
    ПОДПИШИСЬ
    НА НАШУ ТЕХНО-РАССЫЛКУ