приборы

Промышленный дизайн: от идеи до работающего прототипа

1031
0
03/12/2020
Изображение создано с помощью нейросети
приборы
1031
0
3 декабря 2020
Промышленный дизайн: от идеи до работающего прототипа

Промышленные дизайнеры определяют нашу реальность — то, как мы воспринимаем окружающие нас предметы и взаимодействуем с ними. Игорь Михненко в своей статье о дизайне и конструировании электронных устройств рассказывает, как разработчики превращают идею в работающий прототип, почему стадия DFM — зона смерти хардверных стартапов и как совместить эстетику и технологии в рамках бюджета.

Изображение создано с помощью нейросети

Мир электроники — плоский и квадратный. Мы живем в окружении квадратных микросхем, квадратных процессоров и квадратных элементов. А теперь давайте представим форму, с которой должен взаимодействовать человек. Со смартфонами всё понятно, но если взять другие вещи — тренажёры, элементы управления машиной, бытовые приборы — мы увидим, что это совсем не прямоугольные объекты. Индустриальный дизайнер должен учитывать это, удовлетворяя интересы и пользователя, и производителя.

Промышленный дизайн условно можно разделить на визуальный и невизуальный. И если в визуальном пространстве всегда превалирует форма и некое ценностное предложение, то в невизуальном — функция. В связи с этим при проектировании устройств, которые формируют невидимое пространство, например серверов и хранилищ данных, основную работу выполняют инженеры, а роль промышленных дизайнеров зачастую ограничивается несколькими консультациями.

Мир пользовательских устройств — визуальный. Но при этом девайсы должны обладать не только эстетикой, но и функциональностью и высоким качеством пользовательского опыта. И здесь задача дизайнера — сохранить баланс.

Как устроен дизайн-процесс

Индустриальный дизайн-процесс всегда напрямую связан с идеей инновационности продукта. Поэтому первый этап — это так называемое дизайн-исследование (design research). На этой стадии нужно изучить конкурентов, то, в каких нишах они существуют с точки зрения визуального восприятия — премиальных, средних или дешёвых — и на каких рынках позиционируются — азиатских, европейских, американских или африканских.

Например, мы недавно делали SberPortal. Перед нами стояла задача совместить отличный звук с дисплеем. Прежде чем приступить к дизайну, мы провели аналитику всех существующих решений и проверили, что делают в этом направлении Apple, Google, «Яндекс» и другие компании.

Мы выяснили, что, чтобы обеспечить пользователям дополнительные гарантии защиты приватности их данных, производители используют накладки на камеру, и решили улучшить пользовательский опыт, сделав крышку не просто съёмной, как у других смарт-дисплеев, а намагниченной.

Дизайн-язык

Параллельно идет работа над дизайн-языком всей серии будущих девайсов. Дизайн-язык включает в себя систему визуальных элементов и символов, которые объединяют устройства одной линейки и транслируют их связь с брендом.

Даже если в данный момент речь идет об одном продукте, дизайнер всегда должен учитывать возможность создания серии. Если создать устройство «от руки» — в замкнутом пространстве нарисовать некую форму, которая будет жить только в одном устройстве, — потом могут возникнуть проблемы.

Например, формы будут недостаточно говорить сами за себя или не хватит дизайн-ассетов — характерных приемов, которые отличают принадлежность девайса конкретному бренду. Например, в SberPortal это совокупность таких форм, как цилиндр, шар, плоскость.

Соответственно, для следующего устройства в серии придется придумывать что-то другое, а это может привести к тому, что все продукты в линейке будут различаться, что говорит об отсутствии визуальной стратегии и мешает интуитивному восприятию и легкому взаимодействию пользователя с устройствами.

Линии и формы

Затем начинается работа с формой. Здесь у команды появляется некая свобода, ограниченная только разработанным дизайн-языком. Обычно первая стадия на этом этапе — скетч. Промышленные дизайнеры создают эскиз, задающий общие линии и форму устройства. После чего он согласуется с заказчиком и, если эскиз принят, начинается стадия индустриального дизайна, которая включает в себя два аспекта: то, как будет выглядеть продукт, и то, как он будет производиться.

Индустриальный дизайн

Если архитектурный объект в большинстве случаев не ограничен никакой формой, потому что создаётся зачастую в единственном экземпляре, то в индустриальном дизайне нужно всегда думать о методах производства, чтобы созданную форму можно было воспроизвести миллионы раз. В связи с этим дизайнер должен понимать, каким способом будет сделана каждая деталь.

Обычно применяют три метода изготовления деталей: литьё, штамповку и резку. Штамповка, как правило, используется для изготовления металлических деталей. А резка — для тех элементов, которые невозможно сделать двумя другими методами. Что касается литья, то, по сути, это классический метод, который существует с древних времен. Тогда таким образом делали оружие, сегодня — пластиковые элементы. Механизм здесь следующий: расплавленный пластик под большим давлением заливается в специальные металлические формы, а затем извлекается в виде деталей.

Выбор того или иного метода зависит от нескольких критериев: реализуемости детали на конкретной технологии, затрат на оснастку и формы детали. Нет смысла использовать литьё для изготовления плоского пластикового элемента (это значит потратить десятки тысяч долларов на пресс-форму и месяцы на ее изготовление), если можно за копейки нарезать листовой пластик с помощью лазера за один день.

Сейчас есть ещё один метод изготовления деталей — 3D-печать. Адаптация технологий 3D-печати наряду с экологической повесткой — один из трендов последних лет в индустриальном дизайне. Появляется всё больше машин, которые могут массово производить сложные формы при помощи 3D-печати. Один из примеров — правда, не связанный с электроникой, — производство обуви. В 2017 году Adidas начал делать кроссовки, промежуточная подошва в которых напечатана на 3D-принтере.

Следующий важный аспект при разработке индустриального дизайна — подготовка CMF-документа (Colors, Materials, Finishings). Свойства CMF описываются для каждой детали устройства. Дизайнер должен указать, какого цвета должен быть каждый элемент устройства согласно Pantone Matching System — это справочник, в котором представлено более 1000 цветов. Что касается материалов, то если речь идет, например, об акустике, нужно понимать, чем она будет закрыта: тканью, металлом или пластиком.

Finishings — текстура или покрытие — отдельное направление, которое в зависимости от методов производства даёт возможность значительно украсить продукт.

CMF является одним из основных документов при разработке дизайна устройства. Кроме него разрабатываются еще три:

  • QAC — (Quality Acceptance Criteria). Этот документ описывает недочёты, которые допустимы на поверхностях и материалах устройства с точки зрения массового производства и приёмки этой продукции. QAC прикладывается к контракту на производство. По нему обычно выбирается брак и равняется качество продукции.
  • PRD (Product Requirements Specification) — документ с требованиями к продукту, который описывает не только визуальное, но и функциональное качество будущего устройства.
  • SRS (Software Requirements Specification) — требования к ПО.

И когда всё это собрано, можно переходить к оценке производства.

Решающий этап

С этого момента начинается взаимодействие индустриальных дизайнеров с инженерами-конструкторами. Им нужно сделать так, чтобы вся электроника, которая должна «жить» в устройстве с точки зрения требований к продукту, вписывалась в придуманную форму. Это тот этап, когда становится ясно, насколько правильный подход был выбран изначально.

Обычно процесс подготовки к производству — DFM (Design for Manufacturing, дизайн под производство) — занимает больше всего времени. В конце него создается 3D-модель продукта, готовая к передаче в производство.

И, собственно, уровень инженерной экспертизы дизайн-хауса или производителя всегда определяется тем, насколько успешно прошло взаимодействие индустриальных дизайнеров и инженеров-конструкторов на начальной стадии проекта, удаётся ли уместить все механические и электрические элементы в предоставленный концепт. От дизайн-хауса среднего уровня и ниже бесполезно требовать знания и умения по работе, например, с гибкими печатными платами (rigid/flexible PCB).

Наверх

Будь первым, кто оставит комментарий