инженерная культура
1201
0
20 июля 2023
инженерная культура

Взаимообогащение сфер: как стираются границы между технологиями и искусством

Изображение создано
с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети
1201
0
20 июля 2023

Представьте большой, полный тумана тёмный зал, пронизываемый вертикальными полосками света. Вы заходите внутрь, и среда вокруг вас начинает оживать: свет перемещается, рисуя причудливые узоры лабиринта. Звук откликается на ваши движения. Пространство, в котором вы находитесь, не по-привычному статичное, а переменчивое, гибкое. Траектория вашего перемещения записывается при помощи датчиков. Компьютерные алгоритмы преображают полученные данные в минималистичную графику и цикличное видео. Затем видеофайл можно приобрести как NFT-артефакт. Звучит как отрывок из научно-фантастического рассказа, однако это инсталляция Living Room от британского коллектива Random International. Её создали художники, хотя проект требует инженерных навыков и подхода. О том, как переплетаются искусство и технологии в современном мире, рассказывает специалист по art&science, куратор, арт-консультант, профессор практики Университета ИТМО Ольга Ремнёва.

Художники как новые инженеры

Начнём с очевидного: сегодняшний мир пронизан технологиями. Мы практически перестали делить опыт на оффлайн и онлайн, наши девайсы завязаны в сложные экосистемы, с каждым новым кликом мы оставляем данные о себе. Считать, что искусство этого не учитывает, просто неправильно. Художники всегда очень чутко отзываются на смену парадигм, включая новые смыслы и новые инструменты для своей практики.

Инсталляция Living Room
Random International. Инсталляция Living Room. Источник

Сегодня творческие люди активно используют широкий спектр современных технологий, параллельно обучаясь работе с программным и аппаратным обеспечением, которые непрерывно прогрессируют и совершенствуются. Встраиваются в технологическую культуру и художники традиционных техник: они представляют своё творчество в социальных сетях, продают NFT-версии работ, изображают технологические образы без применения технологий.

Например, известный американский художник Дэниел Аршам стал создавать цифровые скульптуры, перенеся разработанную им стилистику из материального мира в цифровой. С другой стороны, сферы цифрового, технологического и научно-технологического (art&science) искусства всё больше расширяются.

Цифровая скульптура Eroding and Reforming Bust of Rome художника Дэниела Аршама
Дэниел Аршам. Eroding and Reforming Bust of Rome (One Year). Источник
Здесь художник — уже междисциплинарный специалист, который может написать код или взять в руки паяльник, чтобы собрать интерактивную инсталляцию.

Более того, включение технологического измерения существенно расширяет круг вопросов, задаваемых искусством.

4 главных вопроса актуального искусства к инженерии

В этом контексте важно отметить потенциал развития такого искусства, которое напрямую зависит от развития самих технологий: любое новое технологическое решение автоматически подтягивает за собой переосмысление обозначенных выше вопросов. Резюмируя, в этом случае мы говорим о том, что художники, с одной стороны вынужденно, а с другой — с интересом овладевают навыками, изначально укоренившимися в сознании общества как инженерные.

Инженеры как новые художники

Однако этот принцип работает в обе стороны. В наши дни современным инженерам также требуется не только системный, но и креативный подход. Чтобы созданный продукт стал по-настоящему успешным, он должен быть одновременно функциональным и эстетичным. Неслучайно в наши дни так популярна техника компании Apple, создающей не просто удобный передовой продукт, например, беспроводные наушники, но и красивый артефакт. Говоря словами советского авиаконструктора Андрея Туполева, «некрасивые самолеты не летают».

SEER (Simulative Emotional Expression Robot) от японского технологического художника Такаюки Тодо — отличный тому пример. Этот невероятно милый робот посетил многие арт-фестивали, а его фото и видео облетели весь интернет. Он повторяет выражение лица максимально реалистично: в режиме реального времени кивает вам в такт, закатывает глаза, выглядит растроганным или слегка испуганным. Этого антропоморфного робота мы воспринимаем как человека. SEER — объект искусной инженерии, вызывающий эмоциональный отклик. Иногда (как в случае с SEER, так и во многих других) представляется затруднительным классифицировать проект: это предмет искусства, пример промышленного дизайна или эстетичный инженерный объект?

Коллаборации между представителями творческих и технических профессий, какой бы условной ни была эта разбивка — это один из путей рождения нового и приближения желаемого будущего. Междисциплинарность вообще — способ измыслить будущее. Что это даёт? Выход за пределы собственных практик, чтобы взять лучшие у других и «переизобрести» свои. В момент, когда происходит такой трансфер практик, мы совершенствуем имеющиеся у нас в арсенале наработки и привносим инновационные подходы в другую сферу.

Если сфокусироваться на том, что именно характеризует технологическое искусство (и чем, соответственно, могут воспользоваться сферы, с ним соприкасающиеся), то можно обозначить следующее:

4 главных характеристики технологического искусства
  • Сочетание креативного и концептуального мышления

В арт-проектах оно рождает синтез эмоциональной и интеллектуальной составляющих: сегодня художник не всегда ставит перед собой задачу эмоционально воздействовать на зрителя, иногда ведя с ним диалог исключительно рационально.

  • Современная философия

Это база любого современного искусства, в том числе и технологического. Искусство — идеальный способ увидеть и осмыслить актуальную философскую идею.

  • Социально-политический срез

Также важная составляющая многих арт-проектов, поскольку является предметом анализа для значительной части художников. Используя методы и язык искусства, они препарируют устройство современного общества и подсвечивают проблемы, спровоцированные политическим кризисом.

  • Критическая тональность

Искусство, работающее с технологиями, обычно подчёркивает спорность тезиса о том, что технология сама по себе нейтральна, предлагая критическое осмысление её потенциала и рисков применения.

Технологическое искусство как версия будущего

Всё вышеперечисленное подтверждает довольно традиционный тезис о том, что искусство — это зеркало реальности. Однако не менее важен тезис, что искусство создаёт альтернативные версии реальности. Сюда же, к слову, относится и моделирование разных сценариев будущего: как мы будем взаимодействовать друг с другом, если всё наше общение будет затянуто в метавселенные? Как мы будем обмениваться информацией при тотальном цифровом контроле? Как будем видоизменять себя, модифицируя наши тела? Как будем выживать в ситуации случившегося экологического коллапса? Как станем искать надежду в мире победившего киберпанка? Все эти размышления упаковываются в концепции и образы арт-проектов, не давая ответов, но задавая вопросы. Современное искусство в плотном диалоге с наукой и технологиями вызывает у зрителя рефлексию на тему технологической культуры, в которой мы живём, и выдвигает гипотезы о том, какое развитие она может получить.

Примером проекта, в котором проявлены обозначенные выше характеристики, является Positions of the Unknown берлинского дуэта Quadrature. Это технологическая инсталляция из 52 небольших устройств, в режиме реального времени указывающих на объекты в небе, классификация которых не определена. С момента запуска в космос первого спутника как ученые, так и любители ведут подробный список всех сателлитов и других летательных аппаратов. Однако не все из них занесены в официальные списки. В альтернативном каталоге насчитывается 450 объектов, чью природу происхождения и тип удалось вычислить, однако 52 из них так и остались неклассифицированными, и точные координаты — это всё, что о них известно. На эти координаты и указывают роботические устройства инсталляции.

Проект Positions of the Unknown берлинского дуэта Quadrature
Quadrature. Positions of the Unknown. Источник

Проекты, подобные этому, можно увидеть на специализированных фестивалях технологического искусства, таких как Ars Electronica в Австрии и Japan Media Arts в Японии или NUR в Казани и INTERVALS в Нижнем Новгороде. Масштабные технологические инсталляции и инженерные арт-объекты в целом являются неотъемлемой составляющей фестивального движения, будь то Burning Man, Coachella или SIGNAL. Нередко различные интерактивные и визуально привлекательные проекты интегрируются в городскую среду, становясь точками притяжения и элементами эстетизации пространства города.

Технологическое искусство как образование

Искусство, о котором здесь идёт речь, хорошо вписывается в образовательный ландшафт. В России уникальная ситуация с образовательными программами в этой области: их сразу несколько, они преподаются в хороших вузах, набор на них стабилен. Есть магистерские программы Art&Science в Университете ИТМО и ВШЭ, ArtTech в МИСИС, Digital Art в ДВФУ. В разных пропорциях на этих программах обучают навыкам работы с различными технологиями, такими как робототехника, биотехнологии, 3D-принтинг, онлайн-среды и другие экспериментальные материалы и медиа, а также знакомят с ПО (TouchDesigner, vvvv, Houdini, Resolume, Processing, Max и другим), преподают базу теории и философии искусства, основы менеджмента креативных проектов. Пройдя обучение, можно стать профессиональным художником, куратором, креативным технологом. Отдельной строкой я бы выделила горячо любимую мной программу Science Communication (Университет ИТМО), профессором практики которой являюсь.

Научно-технологическое искусство рассматривается международным комьюнити как один из инструментов научной коммуникации: иногда визуальный язык искусства усиливает и иными гранями демонстрирует научные знания, давая аудитории возможность соприкоснуться метафорически и концептуально.

Корпоративный вектор

Интеграция элементов art&tech-практик в корпоративное обучение — ещё один пласт, который стоит затронуть. Мы не можем говорить о том, что данная практика является повсеместно распространённой, однако она любопытна как симптом и некое обещание дальнейшего развития. Начальный уровень интеграции — воркшопы для сотрудников, направленные на развитие креативного мышления, где учебными материалами служат проекты технологических художников, а также раскладывается на этапы принцип создания работ с приглашением его (частично) воспроизвести. Такой тип заданий полезен как не-утилитарная инженерная практика: из этой не-утилитарности рождается что-то новое и творческое. Здесь стоит сделать важную оговорку, что совсем не обязательно речь идет об инновационных компаниях и технологических стартапах. Это могут быть предприятия любого типа, перед которыми стоит задача предложить сотрудникам неформатное внутреннее обучение.

В моей практике компании приходят с запросом развить творческий и эмоциональный интеллект сотрудников, помочь им освободиться от стереотипного мышления, предложить неочевидные подходы к решению бизнес-задач и просто расширить кругозор, познакомив с чем-то новым. В зависимости от продолжительности воркшопа мы либо работаем над созданием из самых простых подручных материалов прототипов арт-проектов, вдохновлённых темами и подходами из технологического и научно-технологического искусства, либо уходим глубже в смысловое пространство такого искусства и в более серьезное прототипирование с применением тех инструментов и программ, которые используют сами художники.

Как правило, я работаю по авторской методике концептуального мышления, помогая не-художникам реализовать принцип «думай как художник».

Эту художественную/концептуальную/креативную оптику сотрудники компаний в дальнейшем привносят в свои рабочие будни, что позволяет им смотреть на привычные процессы под другим углом.

Другой, более продвинутый уровень интеграции технологического искусства (и здесь мы уже выходим за рамки образовательных практик) — совместная работа художников и сотрудников компании. В этом случае в процесс включены либо только специалисты отдела маркетинга, либо, помимо маркетологов, непосредственно технические специалисты.

Красивый пример такой коллаборации — перфоманс тайваньского хореографа и робототехнической компании, получивший название Huang Yi & KUKA. Чуть больше десяти лет назад компания KUKA готовилась выводить на рынок новое поколение роботических рук, а Хуанг Йи замыслил сделать танцевальный перформанс. В этот момент их интересы встретились. Значительная часть команды инженеров и программистов трудилась вместе с хореографом, решая сложнейшие технические задачи для наилучшей реализации художественного замысла. Получившаяся в результате коллаборации постановка — очень тонкая, изящная и пронзительная история о взаимодействии человека и машины.

Перфоманс Huang Yi & KUKA
Huang Yi & KUKA. Источник

Сотрудничество художников и инженеров с обязательным присвоением практик друг друга, с пересборкой собственного образа и набора навыков — это всегда история с продолжением. Есть видимые результаты, в том числе упомянутые в этой статье — те, которые воплощаются в конкретных проектах. Однако есть результаты более косвенные, но не менее значимые: взаимообогащение самих сфер искусства и инженерии, развитие и распространение междисциплинарного подхода, творческие прорывы и новые способы рождения инноваций.

Наверх
Будь первым, кто оставит комментарий