приборы

Другая теория струн: электрогитара как культурный и инженерный феномен

510
0
12/09/2023
Изображение создано с помощью нейросети
приборы
510
0
12 сентября 2023
Другая теория струн: электрогитара как культурный и инженерный феномен

В 2023 году мировой объём торговли электрогитарами впервые превысил 3 млрд долларов. Такую статистику в своём 200-страничном отчёте приводят аналитики The Business Research Company. По их прогнозам, через четыре года этот показатель приблизится к 4 млрд долларов. Но это не единственный интересный тренд, связанный с электрогитарами. В беседе с «Истовым инженером» Иван Майборода из «Гитарного клуба» поделился главным секретом хорошего инструментального звучания, рассказал, как гитаристы работают в дуэте с нейросетью, и дал советы молодым разработчикам.

Изображение создано с помощью нейросети
— Иван, в чём уникальность «Гитарного клуба»?

Даже в такой узкой сфере, как гитара, есть различные направления. Каким бы хорошим специалист ни был, он может быть действительно крутым только в одной области. Например, фанат электрогитары может играть и на акустике, но больше знать он будет всё равно об электрогитаре — и наоборот. Именно поэтому «Гитарный клуб» — это сеть магазинов, которые разбиты по тематикам: электрогитары, бас-гитары, акустические гитары, классические и так далее. В каждом из этих направлений вы найдёте фанатиков именно той тематики, которой посвящён магазин. Кроме того, в каждом магазине сети есть собственная мастерская, которая доводит каждый инструмент до желаемого звучания, перед тем как его заберут.

— Для чего нужна такая доработка?

Во-первых, с завода все гитары приходят с усреднёнными параметрами отстройки, подразумевающими дальнейшую доводку под конкретного музыканта и его предпочтения. Во-вторых, т. к. они изготавливаются из дерева, то чутко реагируют на изменения влажности и температуры. Из-за этого даже очень дорогой инструмент, например гитара Эрика Клэптона, сделанная в Калифорнии, где влажность выше, чем в России, немного усохнет в значительно менее влажном климате нашей страны, а в особенности в наших отапливаемых зимой помещениях. От этого происходят деформации геометрии гитары, например грифа, и тогда струны становится сложно прижимать к ладам, поскольку они поднимаются над грифом. Или, например, есть такой термин — «выросшие лады». Когда усыхающая древесина, в которую установлены лады, сжимается, торцы ладов начинают выступать за края грифа так, будто они выросли. Эти выступающие края ладов начинают царапать руки, что создаёт сильный дискомфорт для музыканта.

Любой инструмент может быть классным и удобным, но если его не привести в порядок, то он не раскроется в полной мере. Все перечисленные проблемы наши мастера устраняют перед тем, как покупатель заберёт гитару из магазина, чтобы он принёс домой по-настоящему классный инструмент. А после этого у него всегда будет место, куда можно обратиться для сезонного обслуживания.

Каждому, кто обращается в магазин, мы рассказываем всё об интересующих инструментах: от истории их создания до технических особенностей. Стараемся поддержать всех, кто приходит к нам, вне зависимости от возраста гостя и стоимости инструмента. В наших магазинах можно поиграть на любом инструменте, чтобы составить личное мнение, понять, какая модель больше соответствует ожиданиям. Ведь гитары настолько разные, что их почти невозможно выбрать по спецификациям, как, например, телефон или компьютер. Подобного рода просветительскую деятельность мы ведём не только офлайн, но и на канале «Гитарного клуба» в YouTube.

— Ты выпускник МФТИ, кандидат физико-математических наук. Для тебя гитара — это хобби или нечто большее?

В школе это было хобби, но после института я выбирал между музыкой и наукой. С «Гитарным клубом» меня свёл случай. Из-за травмы левой руки семь лет я вообще не подходил к гитаре, но в 2020 году наконец смог вернуться в строй. В итоге долго ждавшая своего часа любовь к гитарам вышла на первый план. Травма руки, с одной стороны, заставила меня сделать выбор, а с другой — помогла сосредоточиться на одном важном направлении. Не думаю, что, занимаясь в тот период гитарой серьёзно, я мог бы провести те исследования, которые в итоге вылились в публикации и диссертацию. Но когда мне удалось более-менее восстановить руку и снова начать играть, стало понятно, что без гитары дальше жить будет слишком тяжело.

— И ты перешёл из физиков в лирики?

Да, можно сказать, что после логичной и упорядоченной науки меня затянуло в эмоциональный мир гитар, музыки и создания контента. Сам-то я остался тем же человеком, но сферу сменил кардинально. Точные науки прекрасны тем, что многое можно проверить объективно. Если теоретическая кривая описывает эксперимент — это неоспоримо. Если раз за разом эксперимент даёт один и тот же результат, кто бы этот эксперимент ни проводил, — спорить бесполезно. А в эмоциональных сферах есть такие вещи, как личные предпочтения, например. Крайне необъективный и непостоянный фактор, но при этом вполне реальный. Законы физики для всех одинаковы, а мечты и желания у всех разные.

— Какой инструмент — электрогитара, бас, акустическая — представляет наибольший интерес с инженерной точки зрения?

Все три представляют интерес. Но я как фанат электрогитар знаю и могу рассказать больше именно о них. Будь на моём месте коллега из акустического магазина нашей сети, он бы вскрыл не меньше инженерных тонкостей, касающихся акустических гитар. Но создание современной электрогитары стало результатом решения инженерной задачи — акустические инструменты не могли справляться с большими залами. Не помогали даже микрофоны, потому что акустическая гитара — это резонатор, и на громких сценах она заводилась. Больше подробностей я расскажу на лекции, которую мы проведём вместе с коллегой и на которой продемонстрируем всё на живых инструментах.

— Электрогитара изначально появилась именно как альтернатива камерному акустическому инструменту?

Не альтернатива, а скорее, естественная эволюция в ответ на потребности музыкальной индустрии. Чтобы гитара не заводилась рядом с громкими колонками и усилителями, её лишили резонатора — корпус из полого стал цельным и небольшим. Чтобы усиливать звук гитары, её оснастили магнитными звукоснимателями. Если упростить, то звукосниматель состоит из магнитов и катушки. Магнит намагничивает струну. Когда струна колеблется, с ней колеблется и магнитное поле. Катушка звукоснимателя воспринимает эти колебания магнитного поля, и в соответствии с законами физики и уравнениями Максвелла в катушках появляется электрический ток. Он и передаётся через провод в усилители и колонки. Это исходная идея, а остальное — уже история.

— Лео Фендер и Тед Маккарти — главные герои в ней?

За ними авторство большинства ключевых патентов, на основе которых и сегодня собираются инструменты. Они приложили руку к конструкции, звукоснимателям, техническим нововведениям.

Последние 70 лет на электрогитарах по-прежнему чаще всего используют два основных типа звукоснимателей. Первый — это хамбакер, запатентованный и популяризированный компанией Gibson с Тедом Маккарти во главе, а второй — сингл, неразрывно связанный с именем Лео Фендера.

Поклонники Фендера и Gibson продолжают спорить по сей день, что же лучше.

И суть этого противопоставления в том, что это абсолютно разные школы звука: один плотный и «жирный» (традиция Gibson), а второй яркий и динамичный (школа Лео Фендера). Все остальные варианты — точки на маршруте между этими гигантами.

— Как сама электрогитара изменилась с инженерной и культурной точки зрения с момента триумфального пришествия на большую сцену в 50−60-х годах?

Прежде всего она стала надёжнее и удобнее как музыкальный инструмент. Механически надёжнее. Постоянно совершенствовались детали: формы грифа, крепления, вырезы для удобства рук. Появилась, например, система фиксации струн floyd rose, позволяющая инструменту не терять строй при активной работе рычагом. То, чего так не хватало Джими Хендриксу.

С другой стороны, многое из того, что было заложено ещё тогда, в 1950-х, остаётся востребованным до сих пор. Яркий тому пример — форма Stratocaster, придуманная ещё самим Лео Фендером. Любимая модель Джимми Хендрикса, и в наши дни это самая популярная форма электрогитары. Она оказалась не только внешне эффектной, но и очень удобной — с вырезами под левую руку для доступа к верхним областям грифа, скосом под правую руку и выемкой под живот, чтобы острые кромки не травмировали рёбра.

— А если говорить именно про звук, неужели гитара из 50-х звучит так же, как современная?

А вот здесь парадокс. Действительно, мир сильно изменился. Вместе с появлением цифровых технологий, нейронных сетей и электроники возникла возможность модернизации музыкального инструментария и самого звучания. Было много попыток модификаций гитар, поиск новых форм и материалов… Но, несмотря на все эксперименты, людям по-прежнему просто больше нравится звук, который получается при использовании ортодоксальной звуковой цепочки с ламповым усилителем и записи на микрофон. В итоге нейронные сети и электронные устройства сейчас применяют не для того, чтобы создать новый звук гитары, а для того, чтобы воспроизвести старый.

Кажется поразительным, но музыканты по-прежнему любят звук старых живых усилителей. Меняются музыкальные стили, но даже такие группы, как Meshuggah, играющие современный прогрессив-метал, используют старые усилители с несколькими перепаянными компонентами и немного подогретые педалью овердрайва. В целом эта технология не меняется с 1950-х годов.
— Как думаешь, если бы такие современные технологии попали в руки Чака Берри, Би Би Кинга или Джимми Хендрикса, им бы они пришлись по душе?

Думаю, если бы они имели возможность использовать инструменты, доступные современным музыкантам, то могли бы стать не гитаристами, а битмейкерами — сидели бы за компьютером и собирали треки. Если говорить об экспериментах со звуком, то у битмейкера больше возможностей, чем у музыканта на сцене, каким бы виртуозом он ни был.

— Тем не менее многие музыканты признают, что электрогитара плохо поддаётся цифровизации. Устроило бы великих мастеров такое качество звучания?

Цифровой звук абсолютно естественно отличается от живого акустического, потому что гитара, даже если она электрическая и без резонирующего отверстия в деке, всё равно создаёт звук за счёт колебания струн, присоединённых к дереву. Специфика этих колебаний определяет музыкальность, особенность тембра.

Также звук зависит от силы удара по струнам, материала медиатора, угла, места струны, по которому наносится удар. Как минимум из-за дикой вариабельности звукоизвлечения даже самому совершенному синтезатору сложно воспроизвести игру на настоящей гитаре. А люди привыкли к звуку живого инструмента.

— Какие тренды наиболее актуальны?

Сейчас больше усилий направлено не на то, чтобы имитировать саму гитару, а на то, чтобы максимально достоверно повторить звук, который создают живые усилители и педали, с помощью программ и цифровых устройств. Нужно не только достоверно воспроизвести звук, но и сделать так, чтобы вся обработка происходила с задержкой менее 10 мс (лучше, не более 3 мс). Музыканту нужна моментальная реакция на движения пальцев. Сейчас эту задачу можно решать эффективнее, чем когда-либо: быстрые процессоры и нейронные алгоритмы в этом сильно помогают. В идеале весь звук вообще должна делать программа на ноутбуке или маленькое устройство, которое удобно везде брать с собой.

— Какие известные группы пользуются плагинами, построенными на нейронных сетях?

Сразу вспоминаю как минимум две: Bleed from Within и Intervals. Они в интервью рассказывают о том, что пользуются такими плагинами. Что ещё важно, эти плагины не только дают звук лучше, чем было несколько лет назад, они ещё и стали удобнее, не требуют никаких навыков.

Только представьте: профессиональный музыкант предоставляет готовый пресет звука, он добавляется в программу, и затем в любое удобное время я, открыв меню, могу выбрать пресет от Мика Томсона из Slipknot. Это же супер!
— Получается, что нейросеть выступает в какой-то степени соавтором?

Нейросеть в данном случае только обрабатывает звук.

— А важно ли на фоне всей этой обработки, из чего сделана гитара?

Важно. И электрогитары по-прежнему в большинстве случаев делают из дерева. Как минимум потому, что все материалы, сопоставимые с деревом по прочности, весят больше. Помимо того, что разное дерево даёт разную окраску звуку, есть и чисто практические причины для выбора сортов: стойкость к влаге, удобство обработки, доступность.

Пару лет назад гитарный мир потрясла трагедия — посадки ясеня, который является одной из самых традиционных пород дерева для электрогитары, были поражены жуком-древоедом. Соответственно, доступность ясеня сильно сократилась и производители переключились на менее традиционные породы. На звук это, конечно, повлияло.

— Представлены ли российские модели гитар на мировом рынке?

Серийное производство электрогитар в России сильно развилось за последние несколько лет. К примеру, в Москве работает компания Inspector. Она производит инструменты в разных сегментах, но самый масштабный из них — это гитары для начинающих.

Существует также молодая компания из Ростова-на-Дону — Khmelevskiy, названная в честь основателя, который раньше занимался мебельным бизнесом. Она использует в гитарах новые способы крепления, совершенствует их элементы.

Помимо этого, в России есть уникальные мастера инструментов, которые ценятся во всём мире, такие как Семён Падалка. Компания Yerasov производит усилители и педали. АМТ тоже делает усилители и педали эффектов.

Илья Каминцев собирает с нуля невероятно звучащие кастомные усилители. Несколько компаний серийно производят звукосниматели для электрогитар.

— Что ты порекомендуешь инженерам, которые тоже хотят реализоваться в этой области?

Наиболее перспективны сейчас средства цифровой обработки звука и всё, что с ним связано: компактные устройства, их разработка, математические методы, удобный софт. Это как раз та часть гитарного мира, в которой IT-специалисты и инженеры могут совершить глобальный переворот.

— Заменит ли когда-нибудь цифровая гитара привычную живую?

Гитара — это такой инструмент, с которым нужно пообщаться несколько лет, чтобы понять, как извлекать из него классные звуки. Пока люди хотят слышать такие звуки, цифровая эмуляция не заменит живую гитару. Наверное. Но гитара точно будет физической, пока люди хотят на ней играть.

Наверх

Будь первым, кто оставит комментарий