Как и многие инженеры, Олав Мартин Кверн увлекается музыкой. Он играет на электрогитаре более 40 лет — для точного перебора струн пользуется медиатором. Тем не менее, Кверн всегда мечтал научиться играть пальцами, но к 65 годам понял, что просто не сможет обучиться новой технике, а его пальцы и запястья уже не такие гибкие, как у молодых музыкантов. Тогда Олав решил, что создаст инструмент, который поможет ему лучше играть на гитаре — как очки, которые помогают лучше видеть.
Партия для трёх рук: как инженер создал помощника для игры на электрогитаре
Инженер и дизайнер Олав Мартин Кверн из Сиэтла в течение 16 лет разрабатывал и собирал робота для электрогитары, который мог бы автономно исполнять партию правой руки. Он вдохновился музыкантами-виртуозами и подумал, что скорость и точность их игры наталкивает на мысль, что они машины, а не люди. Так у него появилась идея создать робота, который помог бы исполнять сложные гитарные соло.
Кверн самостоятельно написал программное обеспечение, спроектировал схемотехнику и продумал механический дизайн устройства. В этом материале рассказываем историю создания робота-гитариста и обсуждаем с инженером из компании YADRO, который тоже играет на электрогитаре, это техническое решение.
Зачем инженеру помощник для игры на гитаре
Вместо MIDI-инструментов, в том числе MIDI-клавиатуры, преобразующей нажатие в MIDI-сигнал, который направляется на принимающее устройство — например, на электронную гитару — Олав решил создавать устройство-помощника с более сложной логикой работы. Он хотел добиться реального звучания — вибрации струн под пальцами.
Инструменты и требования к системе
Устройство Кверна представляет собой пластину из оргстекла с осями и платой, прикрепленной к деку электрогитары. Пластина расположена там, где у гитариста обычно лежит ребро ладони — так устройство и автоматизирует партию правой руки.
На каждую ось надета зеленая деталь-держатель медиатора, напечатанная на 3D-принтере. Обычный медиатор — значительно больше, чтобы было удобно держать его в пальцах, здесь же используется его часть, не заметная глазу. При повороте оси медиатор движется перпендикулярно струне, цепляя ее кончиком. Наверху зеленой детали — регулировочный винт, который выдвигает кончик медиатора.
Правее Олав Мартин Кверн разметил черные кубы — сервоприводы. Внутри них — электромотор и схема управления. Размер серв не позволяет поставить их в один ряд (расстояние между осями медиаторов задано расстоянием между струнами), поэтому они стоят в два ряда, и оси вращения «медиаторов» разной длины, чтобы дотянуться до серв. На краю дека собрана вся электроника: на фотографии, например, можно заметить плату Servo 2040 и еще несколько плат, спрятанных под черной крышкой.
Чтобы собрать устройство, Кверну понадобились:
- Adobe InDesign и специальные сценарии для механического черчения деталей;
- OpenSCAD для проектирования 3D-деталей (некоторые пользовательские сценарии InDesign записывают файлы OpenSCAD);
- 3D-печать для изготовления контроллера сервопривода вала и держателя медиатора. Инженер использовал Prusa i3M2 для печати тестовых деталей, Prusa SL1 для печати окончательных деталей, i3M2 для печати основы, которая крепится к гитаре;
- Лазерный резак для акриловых деталей;
- Паяльник и разные ручные инструменты для сборки готового устройства;
- Гитара Squier (Fender) Telecaster;
- Соленоиды.
На протяжении многих лет Олав Мартин использовал микроконтроллеры Microchip PIC и различные устройства на платформе Arduino для управления роботом, но затем переключился на Pimoroni Servo 2040 — эта плата сочетает в себе микроконтроллер RP2040 и сервоконтроллеры.
Проектирование аппарата заняло у разработчика больше всего времени, потому что Кверн хотел, чтобы работа соленоидов, двигателей и серводвигателей соответствовала ряду требований:
- Расстояние между струнами на бридже гитары Telecaster — около 11 мм, поэтому приводы должны быть достаточно маленькие, чтобы расположить шесть штук на задней стороне бриджа.
- Чтобы механизм-медиатор мог задеть струну так, чтобы получился звук, его сила должна составлять 3 кг/см — для этого нужно довольно мощное устройство.
- Время, необходимое приводу для захвата струны (перемещение рычага с одной стороны струны на другую), должно составлять ~63 миллисекунды, чтобы была возможность играть тридцать вторыми долями при темпе 120 ударов в минуту.
Из чего состоит робот-гитара
Олав Мартин Кверн экспериментировал с разными технологиями, пытаясь достичь правильного звучания. Соленоиды, которые он использовал в первых версиях, давали звук, похожий на фортепиано, в то время как инженер хотел добиться именно гитарного звучания. Еще одна проблема соленоидов — электромеханический шум, устранить который не получалось. После неудач с экранированием соленоидов разработчик перешел к электрическим мотор-редукторам, но они оказались слишком медленными.
В итоге Кверн остановился на цифровых сервоприводах, потому что у них более высокий крутящий момент, чем у мотор-редукторов или аналоговых сервоприводов того же размера. Сервоуправление осуществляется платой Pimoroni Servo 2040, на которую Олав добавил полипредохранители питания сервоприводов.
Для соединения с медиатором используется напечатанный на 3D-принтере хомут. С одного конца он подходит к сервоприводу, а с другого у него есть отверстие для поперечной оси из набора Lego. 3D-хомут удерживает медиатор и размещает адаптеры для осей детали Lego на обоих своих концах. Каждый медиатор удерживается на месте отдельной деталью.
Медиаторы со временем будут изнашиваться, менять их сложно, но эта сложность, видимо, неизбежная,
— делится Алексей Кудинов, гитарист-любитель и инженер в компании YADRO.
Регулировка вертикального положения медиатора стала решающим моментом, требующим максимальной точности для качественного извлечения звука. Цифровой сервопривод Power HD 1801MG стал оптимальным решением с достаточным крутящим моментом и необходимой скоростью поворота.
Как механизм помогает музыканту
Роботизированная система, установленная на гитару, берет на себя исполнение партии правой руки. Это означает, что вторая рука исполнителя свободна, чтобы экспериментировать с аппликатурами гитарных аккордов.
Более того, освободившаяся рука может взять на себя более «режиссерскую» функцию: изменять паттерны, регулировать параметры эффектов, выбирать струны в дополнение к тому, что делает робот, и так далее. Гитаристы часто используют ножные педали или переключатели для изменения параметров, но с системой Олава эту роль может взять на себя рука. Как отмечает сам инженер, изучать технику игры на такой «прокачанной» гитаре можно бесконечно.
Мнение о необычном устройстве
Алексей Кудинов, работает инженером в YADRO, играет на электрогитаре более 10 лет и организует звуковое сопровождение камерных спектаклей и концертов:
Впечатление от этой разработки неоднозначное. С одной стороны, техническое решение задачи оказалось неожиданно изящным.
Если бы я хотел соорудить подобный механизм, я бы отталкивался от движения руки с медиатором. То есть делал бы систему, которая двигает один медиатор по сложной траектории, цепляя нужные струны и обходя ненужные. Здесь же автор просто взял по одному «медиатору» на струну и упростил движение каждого из них. Возможно, на месте Кверна я бы разработал специальную плату, а не соединял бы несколько готовых бесконечными проводами. Но это уже вопрос вкуса и навыков разработчика.
Как инженера решение меня заинтересовало, но как гитаристу оно мне не нравится. Даже у простого извлечения звука медиатором есть множество разных нюансов, влияющих на звучание: угол атаки, глубина загрузки в струны, скорость. А еще устройство занимает на деке гитары место, где обычно у гитариста ладонь правой руки, и она (ладонь) тоже активно участвует в звукоизвлечении, в том числе заглушая неиспользуемые струны. На мой взгляд, гитара с подобным устройством все же недалеко ушла от упомянутых MIDI-файлов.