Главного архитектора исторических памятников Филиппа Вильнёва не часто можно увидеть на публике без пиджака или рубашки — высокая должность обязывает. Но даже если его руки прикрыты одеждой, каждый француз знает: на левом предплечье у Вильнёва набита татуировка — точная копия шпиля Нотр-Дама. Для него, оказавшегося в центре событий на следующее утро после пожара, уничтожившего средневековый шпиль, эта татуировка стала символом преданности главному делу жизни. Стоя на пепелище, он думал о реставрации собора в том виде, в каком тот пребывал после большой реставрации 1840-х под руководством Эжена Э. Виолле-ле-Дюка. В возможность такого восстановления многие поначалу не верили.
Два года реставраторы очищали от копоти почерневшие витражи, затем по уцелевшим осколкам были отлиты новые стекла. Четыре витража реставрировались в Германии. Восемь колоколов Нотр-Дама восстанавливали на литейном заводе в Нормандии — шесть почистили и обработали воском, еще два отремонтировали. Почти четыре года ушло на восстановление органа, покрывшегося свинцовой пылью.