программы
994
4
4 декабря 2023
программы

Игра в имитацию: как разрабатывать и отлаживать ПО для процессора, которого нет

Изображение создано
с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети
994
4
4 декабря 2023

Разработка процессора и вообще программируемых микросхем — процесс сложный и длительный. От старта проектирования до получения первых образцов в кремнии проходит больше года. При этом ПО желательно писать и отлаживать параллельно процессу производства, чтобы оптимизировать сроки выхода продукта. Но как это делать, если «железо» еще не на руках или оно есть в очень ограниченном количестве, а нужно многим?

Спойлер: делать имитацию. О том, какие подходы существуют и как выжать из них максимум эффективности для имитации сложных многоядерных систем, рассказали инженеры-программисты отдела разработки системного ПО YADRO Светлана Бурлака и Александр Солдатов.

Как можно имитировать «железо»

Когда программист не может проверить работу кода в проде, он делает тестовый стенд, который «имитирует» кодовое окружение. Но что делать инженеру, который разрабатывает ПО под «железо», которого нет? Как сымитировать целый процессор?

На самом деле методы, с помощью которых можно имитировать аппаратуру частично или целиком, существуют. Бывают разные виды, их называют по-разному, но в этой статье, для упрощения, мы будем использовать два термина — симуляцию и эмуляцию.

Между понятиями довольно тонкая грань, но условно объяснить и разделить их можно так.

  • При симуляции имитируются свойства объекта, поведение, функции. При этом его логика и принципы работы могут игнорироваться.
  • При эмуляции объект воспроизводится целиком (или частично) вместе со всеми принципами и логикой работы.

Воспользуемся примером для лучшего объяснения. Допустим, есть задача: нужно, чтобы в регистре процессора появилось определенное значение. В случае симуляции мы лишь обеспечиваем появление этого значения. Какой логикой мы этого добились — неважно. При эмуляции мы воспроизводим не только появление нужного значения в регистре, но и механизм — почему оно там появилось.

Для каких задач требуется имитировать оборудование

Все программное обеспечение, которое пишется для процессоров, требует отладки и тестирования. Для создания различных имитаций есть ряд инструментов: эмулятор QEMU, потактовые симуляторы, FPGA-платформы. Подробнее о них мы еще поговорим.

Методы имитации абстрагированы от аппаратных средств. Например, мы можем сделать программную имитацию процессора на открытой архитектуре и запустить ее на физическом компьютере с x86-процессором. В этом контексте физический компьютер называется хостом, а имитируемая система — гостем.

Выделим несколько конкретных направлений, где можно работать с имитациями процессора и ПО:

  • тестирование функциональных моделей IP-блоков с помощью функциональных тестов, написанных на С и Assembler,
  • проверка корректности написания тестов: они должны давать одинаковые результаты и на модели устройства в QEMU, и на RTL-модели,
  • разработка и отладка BSP (Board Support Package),
  • проверка работы аппаратной части совместно с ПО — например, драйвера и устройства.

Грань между применением эмуляций и симуляций (в обозначенном выше понимании) довольно тонкая. Выбор метода зависит от конкретной задачи.

Для системных тестов и тестов ПО, отладки драйверов чаще используют эмуляцию. Здесь нужно воспроизвести работу «железа» целиком — ровно так, как оно работает. Иначе, когда мы запустим ПО на реальном процессоре, оно может начать работать непредсказуемо или не работать совсем. А вот в случае отладки пользовательских программ — например, прикладного ПО — симуляции может быть вполне достаточно.

Способы и инструменты имитации оборудования

Рассмотрим три подхода к имитации процессоров и сопутствующих систем, чтобы отлаживать ПО и верифицировать IP-блоки. Каждый имеет свои достоинства и недостатки.

Эмулятор QEMU

QEMU — самый быстрый и понятный способ. Это open source-программа с активным комьюнити. На ней можно легко запустить операционную систему класса Linux и оперативно выполнить многие задачи, но есть минусы.

Как только задачи выходят за рамки стандартных, функциональности QEMU «из коробки» уже недостаточно. В составе чипа могут быть достаточно сложные устройства — например, кодеки или графические ускорители. Готовых моделей в QEMU нет — нужно писать свои, а это сложно и не всегда целесообразно.

Второй минус — сложность подключения нестандартных аппаратных устройств к QEMU. Представим, что вам нужно пробрасывать такие устройства, как, например, дисплей с LVDS-интерфейсом, камера с MIPI-интерфейсом, чтобы проверить работу написанного кода. Напрямую к компьютеру камеру c MIPI не подключить — нужны аппаратные и программные доработки. А на них может уйти от нескольких месяцев.

В таких случаях можно расширить функционал QEMU — как именно расскажем чуть позже.

Потактовый симулятор

Если у вас есть описание аппаратного блока чипа на языке RTL, вы можете организовать точную потактовую симуляцию. Для этого можно использовать такие решения, как VCS, SystemC и другие вплоть до Verilator.

Если компьютер мы эмулируем на уровне регистров, памяти, то в случае потактовой симуляции спускаемся на уровень электрических сигналов. Это позволяет точнее воспроизводить поведение оборудования, но сама эмуляция довольно долгая. Linux на такой конфигурации не запустить — он будет неделю стартовать и в итоге вообще не запустится.

FPGA-платформа

Третий возможный вариант — это FPGA-прототип, когда весь чип реализуется внутри одной или нескольких FPGA.

В этом случае можно подключить необходимое оборудование (например, камеру, экран), можно все промоделировать. Но собирать bitstream для FPGA — дорого и долго. Если в дизайн закрадется ошибка, придется пересобирать прошивку. В среднем на это может уйти до суток и более.

И чем сложнее чип, тем сложнее прототип. Большой чип может не «влезть» в одну FPGA — нужно разделять на несколько, что сопровождается ростом накладных расходов.

Использовать только один из перечисленных способов — неэффективно. Мы рекомендуем применять все три в разных комбинациях. Так можно компенсировать те или иные недостатки методов.

Хорошая практика — первым этапом обкатывать решения на QEMU. Далее расскажем, как прокачать известный многим инструмент.

Эмуляция с помощью QEMU — процессоры и IP-блоки

QEMU может эмулировать полностью функционирующий компьютер со всем оборудованием. Программа поддерживает разные архитектуры и запуск десятков операционных систем.

Схема эмуляции системы в QEMU

Эмуляция процессора осуществляется с помощью динамической двоичной трансляции и кодогенератора TCG (Tiny Code Generator). TCG берет блоки кода, переводит их сначала в машинно-независимый код, а потом в инструкции для хостовой машины. Последняя выделяет определенный объем памяти для работы QEMU.

В QEMU устройства и доступ к ним реализованы с помощью MMIO (Memory-mapped Input/Ouput) — ввод-вывод с отображением в памяти (это один из вариантов). Также в их реализации прописано, как реагировать на попытки обращения к памяти. Устройства регистрируются на системной шине (System bus), которая моделируется с помощью объектной модели QEMU — для работы с ней есть API.

Устройства могут запускаться на этапе инициализации виртуальной машины, либо их можно подключать динамически с помощью QEMU Monitor, когда машина уже запущена.

Когда нужно кастомизировать QEMU

В работе с эмуляцией процессоров в ряде случаев стоит расширить возможности QEMU.

Причина 1. Если процессор работает на ядрах разной битности

Представим, что у вас есть чип — система на кристалле, которую вы эмулируете. При этом вы используете процессорные ядра различных конфигураций:

  • System (SYS) — группа процессорных ядер, принимающих всю нагрузку; на них запускается Linux, пользовательские приложения, они 64-битные.
  • System Control Unit (SCU) — процессорное ядро, среди прочих функций которого — управление системой питания и загрузкой ОС. Оно 32-битное.

Ваша задача — организовать общение между двумя системами, этого требует полноценная эмуляция. На примере питания: SYS не может себя включить и выключить самостоятельно, это делает SCU, а SYS, в свою очередь, должен попросить SCU выключить питание.

При этом QEMU позволяет эмулировать только системы одной архитектуры. Так как у ядер чипа разная битность — читай, разная архитектура, вы не сможете запустить их в рамках одного процесса. Поэтому нужно развернуть их как две отдельные виртуальные машины QEMU и организовать связность между ними.

Как решить задачу

Разработать механизм (для статьи назовем его Interconnect), благодаря которому будут общаться модели IP-блоков в системе.

Как может работать такой механизм, расскажем на примере модели IP-блока, представляющей собой почтовый ящик, с помощью которого две системы могут обмениваться сообщениями. В тексте назовем эту модель Mailbox. Обмен происходит через shared memory — участок памяти, расшаренный между системами, каждая может в него писать или его читать.

Когда одна система что-то пишет в shared memory, другая система об этом не знает. Чтобы сообщить о событии из одной системы в другую, мы используем файловые дескрипторы EventFD. Они отправляют сообщения, сигнализирующие о том, что произошло какое-то событие или прерывание.

В Linux файловый дескриптор представляет собой число — своего рода идентификатор — и контекст. Одинаковые номера EventFD не подразумевают один контекст. Так, файловый дескриптор с номером 42 в SYS может быть никак не связан с дескриптором 42 в SCU — в разных системах у них разные контексты. Таким образом, системам необходимо обмениваться файловыми дескрипторами и контекстами. Для этого можно использовать сокет, который позволяет передавать файловые дескрипторы из одной системы в другую. Этот процесс и поддерживается механизмом Interconnect.

Вся схема может выглядеть так:

Общение между SYS и SCU

На этапе инициализации системы MailBox (SCU) отправляет файловые дескрипторы в Interconnect (SCU). Затем Interconnect передает эти файловые дескрипторы в Interconnect (SYS), где они отдаются в Mailbox (SYS). Системы обменялись файловыми дескрипторами — далее Interconnect не используется.

Дальнейшее общение между SCU и SYS происходит следующим образом:

  • одна система пишет в shared memory и через EventFD отправляет сообщение о событии,
  • другая система получает сообщение о событии и идет читать shared memory.

Все это регулируется обработчиком в главном цикле QEMU — Main Loop. Можно создать свой EventFD, зарегистрировать его в этом цикле, и QEMU будет сообщать, что сейчас пришло уведомление о каком-то событии. Далее это событие обрабатывается.

Причина 2. IP-блоков QEMU может быть недостаточно

Помимо процессорных ядер, вы можете эмулировать IP-блоки чипа и периферию платформы. Часть моделей можно найти в QEMU — они разработаны сообществом. Но в более сложных случаях некоторые модели нужно будет создавать самостоятельно.

Функционал, который нужно внедрять в модели, может различаться. Он зависит от требований целевого программного обеспечения, которое будет взаимодействовать с IP-блоком. Иногда достаточно удовлетворить интерфейс: чтобы драйвер обнаружил устройство, зарегистрировал его, убедился, что оно включено, прочитал версию, проверил цифровую подпись. Но есть и более сложные случаи.

Когда вы будете писать код модели и реализовывать устройство в QEMU, рекомендуем выполнить следующие действия:

  1. Привяжите устройство к участку памяти.
  2. Реализуйте callback-функции чтения и записи (read/write), которые будут вызываться при обращении к данному участку памяти.
  3. Определите смещения и размеры областей MMIO, чтобы при обращении к участку памяти можно было обратиться к конкретному регистру.
  4. Интерпретируйте чтение или запись в регистр — что именно нужно сделать. Возможна как передача данных и изменение состояния устройства, так и влияние на состояние других устройств. Последнее, например, происходит в случае с описанным ранее Interconnect, когда одна система запускает процессы в другой.
В этой статье мы не будем подробно останавливаться на разработке IP-блоков. Если вам интересен процесс, пишите в комментариях. Можем развить эту тему в отдельном тексте.

Метод косимуляции, или когда одного способа эмуляции недостаточно

Ранее мы перечислили три метода эмуляции процессора и уточнили, что для большей эффективности лучше использовать их все — в разных комбинациях.

Например, как можно проверить работу аппаратной части совместно с ПО: высокоскоростные ядра запускаются на быстром эмуляторе, а тестируемый контроллер — на потактовом симуляторе или FPGA-платформе. Таким образом можно эффективно проверить работу драйвера с устройством.

Использование нескольких симуляторов в одной системе называется косимуляцией. Она помогает частично избавиться от недостатков различных типов симуляторов.

Можно выделить два вида косимуляции.

виды косимуляции

Аппаратно-программная косимуляция — тема для отдельной подробной статьи. В этом тексте мы больше расскажем, как реализовать программную косимуляцию.

Разработка программной косимуляции

Итак, наша задача — связать два симулятора, то есть через какую-то «магию» заставить их общаться между собой. Эту «магию» можно реализовать через открытую технологию Remote Port TLM — создана компанией Xilinx и доступна под лицензией MIT.

Разработка ориентирована на применение языка SystemC и связанной с ним технологии TLM. Фактически она позволяет на языке С++ описывать взаимодействие QEMU и потактового симулятора.

Как работает SystemC Transaction Level Modeling (TLM)

Схема SystemC TLM

Есть QEMU с добавленным псевдоустройством для того, чтобы общаться с Remote Port. В оригинальной технологии, описанной на картинке выше, используется связка SystemC TLM, где есть:

  • бридж, преобразующий Remote Port-вызов в транзакции SystemC TLM,
  • TLM Interconnect, который адресует эти транзакции в тот или иной design under test. В основном DUT касается AXI-шины и производных — все, что можно объединить под общим названием Advanced Microcontroller Bus Architecture (AMBA).

Взаимодействие между симуляторами реализовано через Unix- или TCP-сокет. По нему происходит обмен пакетами: один из симуляторов отправляет пакет, а второй на него отвечает.

Есть различные типы пакетов. Часть пакетов соответствует транзакциям на шине AXI: чтение и запись одиночного значения в память, чтение и запись пакетов данных (AXI bursts), прерывания. Также есть пакеты для handshake и синхронизации времени между симуляторами. Каждый пакет содержит заголовок, содержимое которого позволяет корректно определить тип пакета и выполнить его дальнейший разбор, и переменную часть, зависящую от типа пакета. Каждый пакет имеет уникальный идентификатор, позволяющий отправлять несколько запросов, не дожидаясь ответов на каждый.

Как можно адаптировать и реализовать технологию

Например, вместо SystemC можно использовать проприетарный симулятор и testbench, написанный на языке SystemVerilog. Чтобы привязать Remote Port к симулятору, можно использовать System Verilog DPI.

Технология входит в стандарт System Verilog и обеспечивает взаимодействие между кодом С и SystemVerilog. Код на С собирается в виде библиотеки, к нему подключается header, который генерируется на этапе сборки SystemVerilog. Затем эта библиотека подается потактовому симулятору вместе с результатами сборки SystemVerilog — производится совместная симуляция.

Технология SystemVerilog DPI

В тестовой реализации можно организовать взаимодействие QEMU через механизм RemotePort с кодом SystemVerilog внутри симулятора.

Схема QEMU Remote Port

Обычно QEMU выступает в роли мастера: отправляет AXI-транзакции до модели периферии в потактовый симулятор и дает ей возможность должным образом ответить. Для этого на стороне QEMU есть псевдоустройство — RP Master, который переадресует обращения в память устройства, преобразовывая их в транзакции Remote Port. Когда QEMU является мастером на AXI-шине, организовать общение с потактовым симулятором намного проще.

Однако существуют ситуации, когда эмулятор работает как slave — мастером выступает модель, выполняемая в потактовом симуляторе. Ей нужна возможность отправлять транзакции в QEMU. Когда такое может произойти? Например, внутри потактового симулятора у нас выполняется модель видеоконтроллера, которая должна самостоятельно ходить в память QEMU (прямой доступ в память DMA) и забирать изображения, которые она будет показывать. В таком случае устройство одновременно и slave (мастер — процессор), и мастер (slave для него — оперативная память).

Когда QEMU — slave, общение организовать сложнее. Для этого на версию эмулятора нужно портировать псевдоустройства RP slave и RP wire (на иллюстрации выше) — последнее участвует в работе Interrupt controller, который обеспечивает прерывание работы процессора. Оба псевдоустройства осуществляют преобразование пакетов в транзакции в память гостевой системы в QEMU — все это, соответственно, передается в сокет.

Remote Port проприетарного симулятора

Для взаимодействия QEMU и потактового симулятора можно создать библиотеку на базе стандарта SystemVerilog DPI. Она преобразует транзакции RemotePort в вызовы SystemVerilog DPI и обратно, то есть реализует Remote Port to DPI.

Заключение

Эмуляция сложной системы — всегда задача со звездочкой. Просто взять доступное решение на GitHub и применить его не получится. Нужна значительная доработка, которая сопровождается исследованием существующих инструментов и экспериментами с ними.

Для имитации сложных систем лучше всего работает метод косимуляции, благодаря которому можно нивелировать недостатки отдельных подходов к симуляции процессора и его окружения. Несмотря не сложность реализации, косимуляция окупается тем, что экономит ресурсы и время команды. Можно не развертывать всю систему внутри FPGA-платформы, а раскрутить в ней один или несколько IP-блоков и просимулировать их совместно с основной системой, которая работает на х86-хосте в QEMU.

Наверх
4 комментария
  • Добрый день, прочитал статью с открытым ртом)) где этому в нашей стране учат?)) циферки специальности можно?)

    • Здравствуйте, Пётр! Рады, что вам было интересно читать текст, и благодарим за вопрос. Необходимые базовые знания можно получить на специальностях «Программная инженерия» или «Прикладная информатика». Но параллельно нужно будет получать практический опыт и дополнительные знания, необходимые для реализации подобных задач. Чтобы получить практический опыт, релевантный задачам, описанным в статье, можно поступить в СПбГПУ им. Петра Великого. Там есть высшая школа программной инженерии и высшая школа электроники и микросистемой техники — партнеры YADRO по образовательной и исследовательской деятельности.

      А вообще опыт наших инженеров показывает, что учиться по конкретной специальности не всегда обязательно. Например, Александр Солдатов — инженер-робототехник по образованию, а Светлана Бурлака училась по направлению информационной безопасности. Оба развивались самостоятельно и часть опыта получили уже в YADRO.

      Если вам интересна работа с косимуляцией, то минимально нужно знать следующее:

      1. Язык С.
      2. Про разработку цифровых устройств (тут must have-книжка Харрисов, заодно и по ней hdl на минимальном уровне разобрать).
      3. Про разработку под Linux (тут или собирать по сайтам, либо читать книгу «Linux API» от Майкла Керриска).
      4. Про работу с открытыми HDL-симуляторами (Verilator, SystemC): http://cfs-vision.com/systemc-tutorial/, https://itsembedded.com/dhd_list/, https://www.doulos.com/knowhow/systemc/tlm-20/ + официальная документация).
      5. Про разработку в QEMU (тут можно изучать открытую документацию).

  • Спасибо за статью! Это круто, и прошу прощения за душноту, но Харрисы не браться, это мужчина и женщина, и на сколько мне известно они не муж с женой, это просто совпадение, что у них одинаковая фамилия

    • Михаил, спасибо за уточнение! Действительно, вы правы, поправили комментарий.